1. Присоединяйся! Электронный журнал "BMW Club Magazine" в Telegram
    Скрыть объявление

Можно ли использовать АИ-92, если в мануале предписан бензин АИ-95? (тех. статья)

Тема в разделе "Обмен опытом", создана пользователем Lewww, 15 ноя 2023.

  1. Lewww

    Lewww Абориген

    Регистрация:
    2 мар 2012
    Сообщения:
    3,268
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    - Сан Сыныч, а эти ягоды можно есть?
    - Можно… только отравишься



    Можно ли использовать АИ-92, если в мануале предписан бензин АИ-95?

    Объясняю техническим языком без излишних усложнений.



    Сейчас большая часть населения страны стремительно нищает, у людей все чаще возникает потребность на чем-то сэкономить. И многие автомобилисты начинают задумываться, а не перейти ли им на более дешевый 92-й бензин.

    Но можно ли это сделать, если производитель авто предписывает использовать не ниже 95-го?

    Интернет забит статьями на эту тему, при прочтении которых у меня возникает вопрос: зачем люди берутся объяснять предмет, в котором они ни в зуб ногой из сердца вон? Пишут какую-то хрень, что якобы 92-й лучше горит, дает больше энергии, «чище», что применять 92-й вместо 95-го можно, или наоборот ни в коем случае.
    Объясняю слегка упрощенно, чтобы у читателя не возникла сильная головная боль.

    Основная разница между АИ-95 и АИ-92 (помимо хим. состава) заключается в том, что при использовании 95-го меньше риск возникновения детонации. Поскольку не все читающие данную статью сели за руль во времена СССР, объясню, что сие означает.


    Детонация


    Так называется вид аномального сгорания в бензиновых двигателях когда одна часть горючей смеси воспламеняется под воздействием фронтов пламени, образующихся от искры свечи зажигания (это нормальное протекание процесса), а другая (меньшая) – мгновенно самовоспламеняется до подхода к ней фронта(ов) пламени.

    Из-за этого взрывного самовоспламенения части смеси в камере сгорания КС образуются волны высокого давления (скачки давления), распространяющиеся с очень высокими скоростями. Они воздействуют на детали, образующие КС, и достигнув больших величин, вызывают сильный нагрев деталей КС, сбивают масляную пленку со стенок цилиндра (что увеличивает тем износа поршневых колец и стенок), а также вызывают сильные вибрации, оказывающие разрушающее воздействие на фрикционный слой коренных подшипников.
    То есть вредят двигателю и увеличивают его удельный расход топлива. Акустически эта аномалия проявляется в виде звонких металлических стуков.

    Здесь необходимо отметить, что по мнению знаменитого конструктора Г. Рикардо «легкая» кратковременная детонация для двигателя не опасна (хотя и не желательна).

    Любой из читателей, в молодости ездивший на советских автомобилях, наверняка помнит, как иногда при резком нажатии на «газ» начинали «звенеть пальчики», как тогда называли детонационные стуки. И если они проявлялись кратковременно, то на это дело не обращали внимание. А вот если «пальчики звенели» постоянно, то шофер тут же понимал, что либо в бак попал дерьмовый бензин, либо неисправна система зажигания (советские шофера обычно внимательно прислушивались к звукам, которые издавали двигатель и трансмиссия, поэтому быстро выявляли наличие неисправностей).

    Мало того, в отечественных карбюраторных моторах детонационные стуки помогали проверить правильность установки УОЗ. Или «давали сигнал» откорректировать его под используемый в данный момент бензин, ОЧ которого порой могло сильно отличаться от нормируемого:

    [​IMG]
    Фрагмент из руководства по эксплуатации автомобиля ГАЗ-24 «Волка» 1973 г.

    Реальную опасность для ДВС представляет «тяжелая» детонация, когда самовоспламеняется значительная часть смеси и скорость волн давления достигает 1000-1200 м/с. Именно она оказывает сильное разрушающее воздействие на детали двигателя, и обычно быстро вызывает следующий вид аномального сгорания, получивший в отечественной техлитературе название «калильное зажигание».

    При калильном зажигании самовоспламенение всей смеси происходит ДО подачи искры, что очень сильно повышает величину скачков давления в цилиндре и температуру деталей, поэтому может быстро повлечь заклинивание поршней или их оплавление. А также обгорание электродов свечей, кромок выпускных клапанов, образование трещин в головке блока цилиндров, прогорание её прокладки и перегрев мотора в целом. По мнению Г. Рикардо в 90% случаев причиной калильного зажигания являются раскаленные электроды свечей, в остальных 10% (по мнению других конструкторов) - кромки выпускных клапанов или раскаленный слой нагара.

    Из вышеизложенного следует, что при использовании бензина с октановым числом ниже требуемого, в некоторых режимах работы мотора может возникнуть легкая детонация, которая в случае ее затягивания по времени перейдет в тяжелую, а та – в калильное зажигание.

    Риск возникновения детонации в современных автомоторах минимизирован, поскольку мотор управляется посредством многочисленных электронных устройств, которыми командует компьютер (ЭБУ), получая обратную связь от различных датчиков.

    При первых же признаках детонации датчик пошлет сигнал ЭБУ, и тот примет одно из трех решений: а) даст команду свечам пустить искру чуть позже (уменьшит УОЗ); б) даст команду форсункам увеличить массу цикловой подачи: б) даст им команду уменьшить массу цикловой подачи. Либо применит эти способы в комбинации – не суть. Главное что он не допустит возникновение длительной детонации.

    Поэтому теоретически в автомоторах, спроектированных под АИ-95, можно использовать АИ-92.

    Однако необходимо учитывать, что длительная работа двигателя в режиме «гашения детонации» может быть воспринята ЭБУ как неисправность, и он переведет мотор в «аварийный режим», из которого иногда его вывести можно лишь на СТО.

    Кроме того, работа мотора в режиме «гашения детонации» вызовет увеличение расхода топлива из-за неоптимального протекания процесса «сгорание-расширение». И еще снизятся максимальные (паспортные) значения мощности Ne и крутящего момента Me.

    Так что в итоге, получается, что в моём моторе, где прописан АИ-95, лучше АИ-92 не использовать?

    Вопрос не однозначен.

    Необходимо отметить, что применение бензина с октановым числом ОЧ ниже предписанного вызывает детонацию только в процессе быстрого выведения мотора в режим развития больших Me и Ne, примерно с 60% от максимального Me и выше. То есть когда мотор 1) работает при оборотах выше среднего значения; 2) педаль «газа» нажата примерно на 2/3 от полного хода и более. При выходе двигателя на высокие обороты детонация прекращается.

    Проще говоря, главным фактором, влияющим на возникновение детонации, является масса горючей смеси, которая в данный момент сжимается в цилиндре. Чем она меньше (следовательно, ниже развиваемые сейчас мотором Me и Ne), тем ниже может быть ОЧ используемого в данный момент бензина.

    Например, когда вы едете по шоссе в равнинной местности со скоростью около 100 км/ч, то обычно педаль «газа» нажата не более чем на половину своего хода. Поэтому детонационной стойкости АИ-92 сейчас для равномерного движения вполне достаточно - его можно использовать без вреда для мотора. При этом расход топлива на АИ-92 и АИ-95 в таком режиме будет одинаковым. АИ-95 вам может потребоваться только в случае необходимости частых интенсивных ускорений при обгонах.

    Или другой пример: в основном вы эксплуатируете машину в режиме московских пробок, т.е. в эксплуатационном цикле, когда мало интенсивных разгонов и много времени работы мотора на холостом ходу. В таком режиме риск возникновения детонации тоже минимален (особенно в осенне-весенний период при низкой Т окружающей среды). Значит можно использовать АИ-92 (раз уж вам без этого жизнь не мила).

    При коротких поездках на небольшие расстояния (особенно в холодное время года) тоже можно использовать АИ-92.

    А вот если вы любите насладиться интенсивными ускорениями, или часто эксплуатируете машину на бездорожье, либо при полной загрузке в горах или буксируете тяжелый прицеп, то в этом случае лучше применять АИ-95 даже если в мануале «прописан» АИ-92.

    Или совсем по-простому: если обычно вы ездите по-пенсионерски и не можете совладать с желанием сэкономить на бензине – лейте АИ-92 и ни о чем не думайте. Если любите ввалить не по детски – этот бензин явно не для вас, даже если в мануале написано что можно.

    Другие факторы

    Отдельно хочу упомянуть, что на возможность использования АИ-92 влияют конструктивные особенности мотора вашей машины.
    Встречается мнение, что при свече, расположенной в центре КС (полусферическая КС) риск детонации ниже, чем при свече, расположенной ближе к краю (клиновая КС) из-за меньшего пути прохождения фронта пламени. Следовательно, в двигателях, где свеча по центру КС, вероятность беспроблемного использования АИ-92 будет выше.

    В двигателях с непосредственном впрыском риск детонации ниже, чем в двигателях со впрыском во впускной канал. Следовательно, в первом случае вероятность беспроблемного использования АИ-92 выше.

    Чем больше диаметр цилиндра, тем выше риск возникновения детонации, следовательно, чем меньше рабочий объем автомотора, тем выше вероятность беспроблемного использования АИ-92.

    Чем выше тепловое состояние автомотора, тем выше риск возникновения детонации, следовательно ниже вероятность беспроблемного использования АИ-92. Обычно современные немецкие моторы излишне теплонапряженные, поэтому нужно 10 раз подумать стоит ли переводить такой мотор на АИ-92.

    Чем ниже значение действительной степени сжатия СС двигателя, тем меньше риск возникновения детонации. А в двигателях с наддувом (где значение геометрической СС обычно не велико) возможность использования низкооктанового бензина зависит от давления наддува в данный момент времени. Но обычно использовать АИ-92 в турбомоторах не рекомендуют, и это вполне обоснованно.

    По мере наработки в автомоторах (особенно в режиме средних и малых нагрузок) вследствие образования нагара объем КС уменьшается (увеличивается СС), что может вызвать требование использовать бензин с повышенным (по сравнению с рекомендуемым) ОЧ. Т.е. в двигателях с большой наработкой предпочтительнее применять АИ-95. Также в таких моторах нельзя исключать вероятность некорректной работы датчика детонации, выраженной в его реагировании на детонацию с большим запаздыванием. Поэтому лучше изначально устранить риск ее возникновения, используя 95-й бензин, чем надеяться на быструю реакцию ЭБУ, используя АИ-93.


    Мне думается, что у читателя, нашедшего силы вдумчиво прочитать материал до конца, сложится правильное понимание о том, можно и нужно ли использовать АИ-92 при конкретных эксплуатационных условиях и конструктивных особенностях, присущих двигателю именно его автомобиля.


    Лев Тюрин

    ноябрь 2023
     
    EVROVAGONKA нравится это.
  2. antspb

    antspb Старики-разбойники

    Регистрация:
    9 сен 2011
    Сообщения:
    53,857
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Санкт-Петербург
    детонация - это когда фронт горения распространяется быстрее скорости звука. Отсюда и образуется ударная волна.
     
  3. o'tri

    o'tri Старожил

    Регистрация:
    17 июн 2011
    Сообщения:
    5,059
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    ,
    Ну нет же.
    Он и в нормальных условиях быстрее. Проблемы начинаются когда он распространяется и достигает поршня против его хода.

    Вообще статья хорошая получилась, только осталось найти атмосферный мотор где-то в ноябре 2023. И ещё затрагивает, но не раскрывается масса твс и зависимость от рельефа местности - в горах можно использовать более низкий октан, а расход будет все равно конь.
    По низкий октан для города не соглашусь - экологические нормы диктуют более бедную а значит горячую смесь на околохолостых оборотах и игра в низкий октан тут может ситуацию усугубить имхо.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  4. Lewww

    Lewww Абориген

    Регистрация:
    2 мар 2012
    Сообщения:
    3,268
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    статья написана не только для тех у кого БМВ
    это вряд ли, т.к. для возникновения детонации главные факторы это давление и температура (в цилиндре), а при р-те ДВС с малой нагрузкой (при низкой степени наполнения цилиндра) их значения не велики.
    Как то так
     
  5. bac

    bac Новичок

    Регистрация:
    12 сен 2006
    Сообщения:
    16,782
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Цитирование мануала к Волге 1973 как бы намекает, что автор просто чуток форумом промахнулся
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
    babls, EVROVAGONKA и Тигр нравится это.
  6. Lewww

    Lewww Абориген

    Регистрация:
    2 мар 2012
    Сообщения:
    3,268
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    что автор неплохо погружен в глубину вопроса, кот. излагает, и имеет под рукой небольшую тех. библиотеку
     
  7. GUNhed

    GUNhed Живу я здесь

    Регистрация:
    25 апр 2009
    Сообщения:
    11,402
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    законы физики и термодинамики, с того времени не изменились
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
    Мефодий Кириллович и EVROVAGONKA нравится это.
  8. bac

    bac Новичок

    Регистрация:
    12 сен 2006
    Сообщения:
    16,782
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Да, но на 92 имхо взгрустнет даже е34
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  9. o'tri

    o'tri Старожил

    Регистрация:
    17 июн 2011
    Сообщения:
    5,059
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    ,
    Законы не изменились, а вот атмосферные моторы очень даже.
    Фазовращатели, инерционный наддув и различные завихрители сильно форсировали движки, раньше на объем 2.4 снимали 90 сил, сейчас это 190 а в некоторых случаях и 250. В камеру теперь трамбуется намного больше твс и это некий переходный этап между атмо и наддувом. И относиться к нему нужно соответственно.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  10. колян61

    колян61 Абориген

    Регистрация:
    22 мар 2019
    Сообщения:
    3,914
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Ростовская обл.
    Водит:
    Короче, тем кому все влом читать - то ответ такой - атмо можно , турбо нет )))
     
    Dulit и EVROVAGONKA нравится это.
  11. Uyra

    Uyra Абориген

    Регистрация:
    24 фев 2012
    Сообщения:
    3,962
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Нижегородская обл.
    Водит:
    Можно и так, но лучше так: если СС меньше десятки, то можно 92, выше 10,5, то только 95
     
    EVROVAGONKA нравится это.
  12. Lewww

    Lewww Абориген

    Регистрация:
    2 мар 2012
    Сообщения:
    3,268
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    статью не осилил - на пересдачу :facepalm:
     
    Uyra нравится это.
  13. MegaMech

    MegaMech Старики-разбойники

    Регистрация:
    8 фев 2010
    Сообщения:
    16,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Калининградская обл.
    Водит:
    Объясняю слегка упрощенно, чтобы у читателя не возникла сильная головная боль.
    И после этих слов - огромная простыня.
    Боюсь представить, что будет, если не упрощëнно.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
    Uyra, EVROVAGONKA и antspb нравится это.
  14. MegaMech

    MegaMech Старики-разбойники

    Регистрация:
    8 фев 2010
    Сообщения:
    16,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Калининградская обл.
    Водит:
    А в этой библиотеке есть про LSPI?
    Мне кажется, нет.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  15. MegaMech

    MegaMech Старики-разбойники

    Регистрация:
    8 фев 2010
    Сообщения:
    16,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Калининградская обл.
    Водит:
    Именно.
    У меня перегородки на поршне на Е34 сломались. На 95м... При запуске двигателя.
    Я и раньше не планировал, после ремонта даже и не думаю в сторону 92
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  16. _BMW_ II

    _BMW_ II Завсегдатай

    Регистрация:
    25 ноя 2017
    Сообщения:
    1,782
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Воронежская обл.
    Водит:
    Перегородки на поршне. Записал.
     
  17. ai2004

    ai2004 Абориген

    Регистрация:
    23 апр 2009
    Сообщения:
    2,021
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Брянская обл.
    Водит:
    Можно с добавлением изопропилового спирта - повышыает ОЧ. В БМВ указано на лючке Е10 - допускается добавление 10% этанол. изопропиловый спирт такие же свойства (если только не пить его :))
     
    EVROVAGONKA нравится это.
  18. EVROVAGONKA

    EVROVAGONKA Живу я здесь

    Регистрация:
    16 июл 2012
    Сообщения:
    10,056
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Был М54 3 литра на лючке было написано 92+ . На 92 не ехала, так тошнить если только, на 98 летала. На 93 расход был больше. В инструкции к авто было написано что Макс мощность по двигателю достигается только на 98 бензе. 95 вообще не лил
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  19. o'tri

    o'tri Старожил

    Регистрация:
    17 июн 2011
    Сообщения:
    5,059
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    ,
    Мне кажецо на 10% не будет большого профита, е10 считается низкосортным бензом где производитель просто попытался скроить и долил спирта потому что это дешевле.
    Но больше 10% небезопасно, т.к. развалится топливная система. Так что нужно врезать впрыск отдельно во впуск с отдельным баком и контроллером :thumbup:
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  20. Lewww

    Lewww Абориген

    Регистрация:
    2 мар 2012
    Сообщения:
    3,268
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    нет, потому что LSPI это не подтвержденная экспериментально теория об одной из причин вызывающих детонацию
    Но факт, что наличие масла в топливе снижает ОЧ, следовательно может вызвать детонацию, известно давно
     
  21. EVROVAGONKA

    EVROVAGONKA Живу я здесь

    Регистрация:
    16 июл 2012
    Сообщения:
    10,056
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    дизель рулит
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  22. MegaMech

    MegaMech Старики-разбойники

    Регистрация:
    8 фев 2010
    Сообщения:
    16,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Калининградская обл.
    Водит:
    Что записал? Куда записал?
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  23. babls

    babls Старики-разбойники

    Регистрация:
    13 май 2009
    Сообщения:
    21,738
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Вьетнам
    Говорят в 95/98 добавки в топливо, а 92й он чистый и полезный.
     
    MegaMech нравится это.
  24. EVROVAGONKA

    EVROVAGONKA Живу я здесь

    Регистрация:
    16 июл 2012
    Сообщения:
    10,056
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Это давно так говорили, что 95, например, получают добавлением присадки, повышающей октан, в 92. Щас гонят чистый уже
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  25. babls

    babls Старики-разбойники

    Регистрация:
    13 май 2009
    Сообщения:
    21,738
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Вьетнам
    Чистый это как )?
     
  26. EVROVAGONKA

    EVROVAGONKA Живу я здесь

    Регистрация:
    16 июл 2012
    Сообщения:
    10,056
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Имел ввиду что не из 92 его делают. Чистейший бенз, как слеза.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  27. MegaMech

    MegaMech Старики-разбойники

    Регистрация:
    8 фев 2010
    Сообщения:
    16,100
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Калининградская обл.
    Водит:
    Чыстый, как слеза деуственныцы, мамой клянус!
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
    babls нравится это.
  28. DmitriyK

    DmitriyK Завсегдатай

    Регистрация:
    31 май 2014
    Сообщения:
    1,173
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Омская обл.
    Водит:
    Можно и еду есть просроченную. Тем более, если вы - офисный планктон, и физическая нагрузка большую часть времени минимальна. Главное плесень аккуратно убирать.
     

Поделиться этой страницей

appstore appstore
google play google play
Яндекс.Метрика