1. Присоединяйся! Электронный журнал "BMW Club Magazine" в Telegram
    Скрыть объявление
  2. BMWClub Страхование
    Лучшие условия при покупке полиса для участников клуба!
    Скрыть объявление

Задача про самолет :)

Тема в разделе "Авиационный клуб", создана пользователем Tenhauser, 12 июл 2006.

?

Так взлетит этот чертов самолет или нет?

  1. Канеша взлетит! Причем без напряжки...

    386 голосов
    51.7%
  2. Транспортер сделает свое грязное дело и все, кто свято верит в п.1 идут пить чай

    361 голосов
    48.3%
  1. r4-shurik

    r4-shurik Абориген

    В клубе с:
    10 фев 2003
    Сообщения:
    2,822
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    если большая часть отвечающих думает что самолет взлетит, значит это уже неочевидно. Дискутируем мы тут для души, нам просто нравится спорить - неважно о чем. Тема злободневная, насущная, будоражит пытливые умы :)
     
  2. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Согласен.

    Вот еще задачка из той же серии:

    В Фургоне 20 голубей общей массой 10кг.
    Изменится ли масса фургона, если все эти 20 голубей взлетят внутри?
     
  3. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
  4. r4-shurik

    r4-shurik Абориген

    В клубе с:
    10 фев 2003
    Сообщения:
    2,822
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Вот это основное заблуждение, отсюда у вас и самолет взлетает. Транспортер не является системой крутящей колесо самолета - транспортер через колесо воздействует на самолет. А то получается как у одного предыдущего оратора - даже если двигатели не работают, при работающем транспортере самолет останется на месте.
     
  5. dohc vtec

    dohc vtec Старики-разбойники

    В клубе с:
    17 июл 2008
    Сообщения:
    15,876
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    это что, камень в мой огород? положите на лист бумаги пачку спичек и резко выдерните лист. При должной тренировке пачка у вас даже с места не сдвинется, а свой пример про моторку я сейчас проиллюстрирую:nod:
    ПС лениво чтой-то, ноя думаю, кто смог представить -тот понял. А кто не смог представить:help::D
     
  6. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    С предыдущим оратором я не согласен, он сдвинется с места из-за пресловутого сопротивления качению, но если транспортер дернет достаточно сильно - он ведь, провернув колеса, сдвинется с места лишь незначительно и начнет постепенно набирать скорость вслед за транспортером, не так ли? Но в нашем случае транспортеру противостоит не столько инерция покоя самолета (достаточно маленькая надо сказать), сколько мощность двигателя!

    Я все-таки считаю, что лишь предельно малая часть усилия транспортера передается на ось колеса шасси. Вспомните пример с поездами, где вы со мной согласились.
     
  7. r4-shurik

    r4-shurik Абориген

    В клубе с:
    10 фев 2003
    Сообщения:
    2,822
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    ок, пойдем по порядку
    предлагаю принять что все эти силы равны нулю
    в замкнутой системе и только в инерциальной системе отсчета
    Я бы для начала взял точку отсчета - и дальше все описывал бы относительно неё, имхо было бы проще.
    Непонятная формулировка.
    Винтокрыльный самолет воздействует на воздушное пространство и может перемещаться за счет воздействия на воздух. Утверждать что реактивный самолет перемещается в пространстве за счет воздуха несколько некорректно.
    Основное заблуждение. Транспортер - это не система крутящая колесо. Транспортер через колесо воздействует на весь самолет. Эта сила приложена в точке соприкосновения колеса с транспортером и направлена по направлению движения транспортера. Такое заблуждение и у dohc vtec, вот что он пишет:
    "Еще можно так продемонстрировать - самолет стоит, двигатели не работают, транспортер начинает движение. Поскольку инерция самолета за счет большой массы высока, а трение и момент инерции колеса не велик, колеса начнут вращаться, но сам самолет будет стоять на месте."

    Т.е. транспортер двигается, а самолет С НЕРАБОТАЮЩИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ стоит на одном месте. Это возможно только когда нет трения в месте их контакта.
    НО У НАС ЕСТЬ ТРЕНИЕ !!! И если транспортер будет двигаться, он будет сдвигать самолет.

    Вот здесь http://www.bmwclub.ru/vb/showpost.php?p=5846533&postcount=2181 есть ссылка на максимально корректный эксперимент. Пожалуйста, внимательно прочтите мои комментарии к этому опыту.

    непонятное утверждение. "Смешались в кучу кони, люди (с)"
    сопротивление качению и трение в пятне контакта - это разные силы. Уже неоднократно пытаюсь сказать что мы можем пренебрегать сопротивлением качения, но вы постоянно вытаскиваете эту силу. Зачем ? Забудьте вы про нее, она не важна для этой задачи, не она держит самолет на месте

    Неверно. Есть трение между колесом и лентой транспортера. Если вы считаете что этой силы нет - это означает колесо проскальзывает. И вот тогда ваше следующее утверждение будет верно
    |
    |
    \|/
    PS Когда пишу крупными буквами - это не кричу, просто хочу выделить. Но не знаю как сделать курсивом или жирным. Кто подскажет ?
     
  8. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Здесь я с вами в корне не согласен. Поясню.
    Для удобства понимания предлагаю разделить "коней и людей" на две части и посмотреть на задачу под другим ракурсом:

    1. Транспортер + колеса (сделаем их неразрывными по факту сказав, что проскальзывание между колесом и лентой невозможно)
    2. шасси + самолет.

    Эти две части соединяются в осях шасси. Оси подразумевают свободное вращение и полное отсутсвие смещения колес относительно самолета.

    Теперь смотрим на 1-ую связку:
    1) Допускается ли вращение колеса на одном месте при сохранении условия отсутствия скольжения? Ответ - Да, протаскиваем под колесом ленту - ничего не проскальзывает - колесо катится.
    2) Допускается ли смещение колеса относительно точки на ленте транспортера при сохранении условия отсутствия скольжения? Ответ - Да, качением.

    Теперь смотрим на самолет+ось шасси: Их задача - переместиться в пространстве развив скорость для взлета:

    Для этого надо переместить колесо из первой связки вдоль ленты транспортера. Это допускается - значит мы взлетаем! И для оси+самолета совершенно не важно в какую именно сторону будет вращаться колесо и с какой именно скоростью.

    Шурик - ваша любимая сила трения сохранена. Просто она в этой задаче не имеет значения - реально можно на шестеренки-зубчатую ленту поставить - ничего не изменится.
     
  9. r4-shurik

    r4-shurik Абориген

    В клубе с:
    10 фев 2003
    Сообщения:
    2,822
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Абсолютно верно !!!
    Если дергать резко, то это означает что мы сразу набрали большую скорость. Чем больше скорость - меньше трение, соотвественно будет проскальзывание. Еще простой пример, кажется в фильме "голый пистолет" это было: на столе лежит листок бумаги, на этом листке большой карточный домик. Главный герой резко дергает листок, вытаскивает его, а домик остается стоять! Если бы он медленно вытаскивал листок, то домик просто бы двигался вслед за листком.

    именно так, транспортер против двигателей, только не мощность против мощности. В условиях задачи не сказано что мощность транспортера равна мощности двигателей. Сказано что транспортер подстраивается под СКОРОСТЬ, т.е. условие равенства скоростей, а не мощности. Это очень важный момент.
    Пусть хоть 1% прикладывается. Тогда нам нужен транспортер который будет в 100 раз больше сильней самолета.
     
  10. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    вы правы!

    НО
    Под нашим "домиком" - колеса. И они умеют катиться. При нулевом сопротивлении качению - листок можно будет таскать под домиком как угодно - колесики крутятся не передавая ничего на домик и никак его никуда не двигая.

    Скоростей, простите, чего? Колес? Но ведь если задаться целью - то колесо, подняв на домкрате, можно раскрутить до любой нужной скорости - это никак не отразится на самолете и тащить его никуда не будет и вообще... Здесь и соль задачки - абсолютная независимость движения самолета от скорости и направления вращения его шасси. А ведь лента у нас привязывается именно к скорости шасси...
     
  11. ГОП

    ГОП Banned

    В клубе с:
    10 янв 2009
    Сообщения:
    390
    Пол:
    Мужской
    взлетит! ему пофигу на траспортер
     
  12. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Теоретически есть только один способ удержать самолет через транспортер: это постоянно разгоняемая лента, которая будет создавать нужное противодействие оси шасси самолета через коэффициент сопротивления качению колеса этого шасси.

    Но это такой теоретический анриал - что пипец. С тем же успехом можно допустить и бесконечно мощный двигатель самолета и полное отсутствие сопротивления качению.
     
  13. Pissin

    Pissin Sociop@h
     

    В клубе с:
    17 апр 2000
    Сообщения:
    28,766
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    А гидросамолет, пытающийся взлететь с поверхности реки, текущей ему на встречу со всё увеличивающейся скоростью, взлетит?
     
  14. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    если гидросамолет - это вместо шасси лодки - то само-собой.
     
  15. Pissin

    Pissin Sociop@h
     

    В клубе с:
    17 апр 2000
    Сообщения:
    28,766
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Московская обл.
    А тогда мост над горной речкой почему не взлетает?
     
  16. WayT

    WayT Завсегдатай

    В клубе с:
    20 авг 2008
    Сообщения:
    379
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    О, ну наконец-то верная мысль появилась :)

    Вот только подумайте ещё о том, что этот коэффициент не так уж мал. Это первое.
    А второе - тяга двигателей самолёта не настолько большая, чтобы даже намекнуть на "выдёргивание бумаги из-под карточного домика" для многотонного самолёта.

    Условие же задачи не определяет рамки реалистичности такого транспортёра, который по действующей силе в противоход движителю самолёта будет компенсировать последний. Это чистая теоретическая задача.
    Опять же на практике я думаю, что пассажирский самолёт не взлетит в любом случае (боинг-737 например). Я уже писал об этом. Относительно транспортёра будет достигнута большая скорость, далее вступит в дело проскальзывание, и самолёт начнёт движение относительно воздуха. Но достигнув, определённой скорости, транспортёру поможет сила сопротивления воздуха, в итоге боинг не наберёт требуемой для взлёта скорости. Да и то это всё при условии, что подшипники колёс выдержат огромную нагрузку. Если они не выдержат, то разгон закончится понятное дело ещё раньше. Военный истребитель с огромным запасом тяги взлетит. Повторюсь, чтобы снова не было ложных интерпретаций - взлетит за счёт проскальзывания, чего не предусматривает условие задачи.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  17. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Патамучта он МОСТ у него не прапеллера =)

    Отсыпьте - если не жалко...
     
  18. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    ....в подшипнике шасси. Покрышкам проскальзывать не обязательно - повторю - ставьте хоть на шестеренки....
     
  19. WayT

    WayT Завсегдатай

    В клубе с:
    20 авг 2008
    Сообщения:
    379
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Вы хоть понимаете, что поставив самолёт на речку с сильным течением, то вначале его будут сильно сносить (практически со скоростью течения)? И что движителю для начала надо будет натужиться, чтобы уравнять скорости? И лишь потом начать разбег относительно воздуха?
    Или вы и здесь полагаете, что самолёт будет "обдуваться" течением без сноса, как в том примере, что транспортёр крутит колёса, а самолёт стоит на месте? :))))))))))))
    Для примера бросьте щепку в струю течения ручья или реки и поглядите, что произойдёт. Ток руку свою не ставьте снова на кон :)))

    В случае гидросамолёт, правда есть облегчение для тяги: на определённой скорости относительно воды вступает в дело эффект глиссирования, что уменьшает площадь соприкоснования с водой, а занчит и силу сопротивления воды (равно как и влияния течения).
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  20. WayT

    WayT Завсегдатай

    В клубе с:
    20 авг 2008
    Сообщения:
    379
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    А что такое проскальзывание в подшипнике шасси??? Не понимаю.. :)))))))))))))))))))))))
    Всегда полагал, что роль подшипника как раз в том, чтобы внутренняя часть скользила относительно внешней с наименьшими потерями на трение скольжения. В этом и задача подшипника - проскальзывать :)
    Или вы имеете ввиду, что самолёт начнёт проскальзывать относительно шасси? Т.е. колёса останутся на месте, а фюзеляж с двигателями, пилотами и перепуганными пассажирами унесутся в небо? :)))))
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  21. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    УРА!
    Про подшипник все правильно!!!!
    А теперь вспомните - практически за тем-же самым придумали колесо и вам все совсем понятно должно стать.


    Начну с лодок: вы осознаете что именно заставляет лодку двигаться по течению? Подскажу - тоже, из-за чего разогнавшийся автомобиль рано или поздно остановится на идеально ровной дороге в вакууме.

    Так вот, в примере с гидросамолетом условия взлета значительно хуже, чем в нашей задаче с транспортером и хуже именно тем, что сопротивление качению шассии значительно ниже, чем сопротивление движению вперед опоры гидросамолета.

    Его действительно будет сносить течением, также как и самолет будет съезжать назад вместе с лентой транспортера при выключенном шасси.

    НО. Если привязать гидросамолет, не давая ему быть унесенным рекой, и одновременно обрубив трос включить двигатель на взлет - он ни на сантиметр назад не сдвинется. Просто будет чуть медленнее разгоняться из-за повышенного сопротивления в опорах. А если предположить наличие волшебной реки с неограниченной скоростью течения, то в итоге он как плоский камешек начнет отскакивать от воды - т.к. с какого-то момента и на поверхности воды работает правило - чем выше скорость - тем меньше сопротивление.
     
  22. WayT

    WayT Завсегдатай

    В клубе с:
    20 авг 2008
    Сообщения:
    379
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Прямо перед глазами картинка: в древнем мире люди покрутили-повертели подшипник, и их озарило - придумали колесо. А скорее всего они его бросили на землю и увидели как катится. Кому-то гениальному пришла в голову идея. Найти бы тот, реликтовый, подшипник...
    Всё бы хорошо, да советую почитать что такое трение качения и трение скольжения, чем отличаются и где эти явления возникают. Может потом не станете колёсо с подшипником соотносить. ;)


    Смею осторожно предположить, что из-за трения? уррраа... А то я было испугался, что начнём за пример брать шар в вакууме, как идеальный объект для опытов..

    Хочется вам конечно верить, может и правда знаете, что хуже или лучше?
    К примеру - вам легче тащить катер весом в тонну на тележке по дороге за верёвочку или его же за ту же самую верёвочку по воде, уподобляясь бурлакам гмм.. "на волге"? ;)

    Ессно, если тяга будет превышать силу течения. Попробуйте на моторке с двигателем "нептун" соревноваться с течением в районе порогов 4-5 категории.

    Вот и искомое Бинго. Иными словами начнётся эффект проскальзывания, как и в случае с самолётом будут проскальзывать колёса, что не входит в условия задачи.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  23. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    ВэйТ

    вы определенное сходство между задачами колеса и подшипника действительно не видите?

    Этот же вопрос относится ко всему прочему вашему потоку бессознания.
     
  24. WayT

    WayT Завсегдатай

    В клубе с:
    20 авг 2008
    Сообщения:
    379
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    По принципу "сам дурак"? :hi:

    Вы понять не хотите, что если бы подшипники качения (коих веротяно имеете ввиду) можно было бы приводить пример, то тогда и коэффициенты трения и приложенные силы надо соотносить. Но тогда колёса бы не катились по покрытию ВПП, а попросту скользили по нему (ведь и ВПП, и колёса стремились бы делать с наименьшим коэффициентом трения качения). Наверно топливо бы экономилось, но так не делают. Почему? Подумайте. И далее попробуйте соотнести действующие силы в подшипнике и в системе транспортёр-самолёт.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  25. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    учусь :hi:

    Разбираться в вашем тексте нет желания: сходство простое: и колесо и подшипник борятся с трением.

    Утверждая, что самолет не взлетит - вы утверждаете, что колесо со своей задачей не справляется.
     
  26. WayT

    WayT Завсегдатай

    В клубе с:
    20 авг 2008
    Сообщения:
    379
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Если вы согласитесь, что самолёт способен приземлиться и даже остановиться, то вы также "утверждаете, что колесо со своей задачей не справляется" (с трением).. хы :)
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  27. BFG

    BFG Старожил

    В клубе с:
    24 дек 2005
    Сообщения:
    7,945
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Колесо тут не при чем. За остановку отвечают тормоза, сопротивление качению и действие двигателей в реверсе.
     
  28. Сирый

    Сирый Завсегдатай

    В клубе с:
    5 янв 2004
    Сообщения:
    1,717
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Сила тяги реактивных двигателей сбросит самолёт полюбэ с транспортёра, или этот транспортёр бесконечен? )))))
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  29. WayT

    WayT Завсегдатай

    В клубе с:
    20 авг 2008
    Сообщения:
    379
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Предалагаю вам разобраться досконально в выделенном.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  30. WayT

    WayT Завсегдатай

    В клубе с:
    20 авг 2008
    Сообщения:
    379
    Пол:
    Мужской
    Регион:
    Москва
    Водит:
    Идите в противоход эскалатору в метро, и он покажется вам бесконечным :hi:
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...

Яндекс.Метрика