Я люблю ездить на мотоцикле. Далеко. Долго. На этот раз я решил попробовать поехать не один. Цель поездки. Для меня - в большинстве своём - посмотреть уже увиденное. Увидеть и разглядеть больше деталей ,ньюансов, особенностей. Протащить за собой еще небольшую группу небезразличных мне людей. Небезразличных - т.е. тащить нужно качественно и с обоюдным удовольствием. Увидеть новое, конечно же еще. Опробовать себя при езде с низкими температурами, с горячо любимым вторым номером, и кучей тяжелого багажа. Обкатать новый мотоцикл. Новый мотоцикл. Стром 14 года, литровый. Бежевый. Новый, да. Мой первый новый мотоцикл! Литр прёт, да) Позволяет пулять и адекватно ускоряться, будучи увешанный кофрами и седоками. Жрёт, как не в себя. Обещанный пресс-релизом расход в 4.5 литра на сотню достижим, на скорости до 90 кмч и пустым мотоциклом. С 90 до 130 приемлемые 5 литров. А дальше начинается жесть, 10-11 литров при 140-150 кмч, с кофрами и без второго номера. Налицо косяк в прошивке или еще чем, наш нижегородский "официальный дилер сузуки" развёл руками и ничего толком не ответил. Обкатку проходил правильно и аккуратно прямо перед поездкой, тогда же и был обвешан кучей тюнинга. Куча тюнинга. Купив новый мот я понял, что на нём можно кататься только по городу, и то-весьма аккуратно. Необходимый минимум - дуги, стекло и задний кофр пришлось дополнить внушительным списком всяческих жизненно необходимых приблуд и железок. Предстоящее путешествие с женой вынудило докупить боковые кофры и набачку. Холодная погода - лопухи и подогрев ручек. Оффроад-защиту картера. Природная лень-автосмазчик цепи. Ставил всё сам, за три дня до поездки. В сообществе стромоводов есть такое сокращение - ОТ. Это не Общественный Транспорт, как наверняка подумали многие. Это Отторжение Тюнинга. Это открутившаяся от вибраций дуга. Это едва не катапультировавшийся кофр. Некоторое количество болтиков и гаечек, отмечающих мой путь. В Тбилиси заехал в первый автосервис, и основательно протянул весь крепёж. Больше у меня ничего не громыхало и не прыгало, при езде по плохой дороге. Плохая дорога. В Грузии дороги нормальные. В принципе. Если без принципа-то есть места, перемещение по которым сильно выходило за рамки комфортного. Были места, куда мы в итоге поехали на арендованном четырёхколёсном транспорте. Были места, до которых мы не доехали - например, трансаджарская дорога, и перевал в Хуло. Перевал в Хуло. Там я хотел побывать, будучи в Грузии в августе 2014 года. Не сложилось. В этот раз твёрдо решил, и исходя из этого решения - строил маршрут. Уверенность в его проходимости подтверждали многочисленные отзывы знакомых и друзей. И мы поехали. Ну и что, что ливень. Ну и что, что +5. Ну и что, что ехали в облаке, и видимость была около 5 метров. Ехали со стороны Ахалцихе, посетив местную отреставрированную крепость Рабат. В Батуми планировали быть ближе к вечеру. Встретившиеся навстречу два райдера на гусе и гусёнке поломали наши планы. Там дальше, говорили они - еще холоднее. А после перевала - несколько километров жидкой глины, спускаться по которой со вторыми номерами-самый верный способ потерять их расположение. Взвесив их слова, текущее время (около 14 часов), пройденный путь (менее четверти), решаем доехать хотя бы до перевала и вернуться обратно. Скорость - около 20 кмч, лужи и дождь. Когда въехали в облако - поехали тупо по прямой, забив на тряску. И вот он-перевал. Трёхметровые стены снега. Много раз видел подобное на фотографиях и мечтал, что когда-нибудь, и у меня будет такая. Обратно спускались с ветерком, тормознули только у приметного водопадика, где благополучно закопали мотоциклы в каменистом дне. Искали ракурс для фото получше, да.. Промокшие, замёрзшие, голодные, дотянули до боржоми, где в очередной раз нишли жильё с помощью таксибукинга. Таксибукинг. Бронировать жильё в Грузии-почти бессмысленно. Т.е. можно, но зачем? В любом городе, любом селе или деревне - мы с лёгкостью находили приемлемый вариант, обратившись к ближайшему таксисту. Жили в хостелах - с другими людьми. Жили в хостелах-когда хозяева отдавали нам ключи, говоря, что не сезон, и что больше постояльцев скорее всего не будет. Жили в квартирах - рассматривая предметы обихода и пытаясь представить быт хозяев. Ну и в отелях жили, да. Скучно. Зато тихо и уединённо. И там есть горячая вода! Горячая вода. Весной в Грузии холодно. Центрального отопления нет, каждый выкручивается по возможности. Отопление где газовое, где электрическое, где отсутствующее. Вода-аналогично. Иногда "помыться" - было большим подвигом и закалкой. Иногда в душ можно было сходить только вдвоём - один моется, второй постоянно включает-выключает горячую воду. Ну не регулируется там напор - или шпарит кипяток, или ледяная. Иногда, в самый разгар мытья, горячая вода резко сменялась ледяной. С намытой головой и закрытыми глазами это доставляло весьма и весьма. Терпели, закаляли тело. И нервы. Нервы потом лечили грузинским вином. Грузинское вино. В августе, когда я ездил в Грузию в первый раз - было очень жарко, иногда +40 в тени. Поэтому пил в основном пиво, холодное и очень много. Сейчас я планировал оторваться по полной. Попутчики с радостью смотрели в будущее, полностью разделяя мою точку зрения. Грузинское вино есть и в России. Почти в полном ассортименте, хорошего качества и вкуса, но с совершенно нехорошими ценниками. В Грузии всё тоже самое, но ценник радует. Пили много и разного, Оджалеши и Алазанскую долину, Саперави и немного Хванчкары. В безусловных лидерах было Киндзмараули - на обед и на ужин, под мясо или сыр, да и просто так, по бокалу вечером. Бокалы, правда, всегда перетекали в стаканы, а потом и в бутылки. [blur=blue]Трезвыми не ложились никогда[/blur]. Пьяными за руль никогда не садились. Вечера проводили в своей компании, компании случайных соседей, местных жителей. В Местии бурное обсуждение ситуации на Украине с жителями этой самой Украины закончился около 6 утра. Жертв и пострадавших не было. Как обычно, в общем-то. Нет проблем! Нет проблем! Самая расхожая фраза в Грузии. Жильё-нет проблем! Отвезти в горы-нет проблем! Нестандартный заказ-нет проблем! Разные точки зрения на что-либо - нет проблем! 13 хинкаль-нет проблем! 13 хинкаль. После дотошного изучения пещерного монастыря в Вардзии, решаем перекусить. Именно перекусить-уже почти вечер, а дома обещали приготовить ужин. Спускаемся в кафешку, заказываем по 2 хинкалины каждой девушке (а их две) и по 3 штуки на парня (а нас-трое). Нехитрыми вычислениями получаем 13 штук. Их и заказываем, нет проблем! Ждём подозрительно долго, соседи за столом успевают поесть, попить чай, обсудить местные и неместные новости, попить что покрепче и побрататься. Приносят. Два подноса с горами хинкалей. Глаза округляются, количество явно не тянет на 13. Вопрошающе смотрим на официантку: и в быстром темпе скрывается. Опустошать эти горы в наши планы не входит, как и в наши возможности. Да и оплачивать эти две фудзиямы неохота. Идём разбираться к повару, ибо обе официантки куда-то запропастились. Повар флегматично выслушал, посмотрел в бумажку заказа, что-то рявкнул в подсобку, и, получив писклявый ответ, выдал: -кушайте, девочки угощают. Угощения. Грузины, особенно проживающие вдали от крупных городов-невероятно доброжелательные и щедрые люди. В Боржоми, будучи промокшими и голодными, попросили чутка для сугреву. Нас отвели в погреб, ступив в который я чуть не свалился от характерного для забродившего винограда запаха. Дегустация одного сорта сменяется другим, и далее. Из погреба вышел чуть трезвым. Точнее, чуть вышел, поднимаясь по лесенке и шатаясь. Подъёмы и шатания. По горам ходили мы много. Половина дороги к монастырю в Гергети завалена снегом - ножками, наверх и ножками. Оказывается, рядом есть красивый водопад, но там только тропинка-и снова мы топаем. [glow=red]Пещера Прометея - полтора км.[/glow] Вардзия - около двух километров по скалам. Наверх довозит автобус за 1 лари, вниз-на 11 трамвае. Каньон Окаце - невероятная красота, но к его протяженности в 3 км добавляется 2500 метров дороги, и не всегда с горки. Идти туда голодными было большой ошибкой. [marq=left]В Батуми ровная набережная, всего-то 10 километров.[/marq] Километры. Грузия небольшая страна, особенно по сравнению с Россией. Но около 80% дорог в ней, по моему наблюдению-серпантины. Это такие дороги, где 100 км до Местии проезжаются за 3 часа. Где, прокладывая маршрут на навигаторе, не нужно смотреть, сколько там осталось до конечной точки - это почти ни о чём не скажет. Где множество шпилек и закрытых поворотов, подъемов и спусков, осыпавшихся с гор камешком или целых оползней. Оползни. В том году все планы и сроки возвращения домой спутал сошедший на крестовом перевале могучий оползень. Разгребали его около 10 дней, а мне пришлось ехать через Баку. В этом году подобное событие было бы катастрофой - жена во Владикавказ прилетала на самолёте, и улетала оттуда же. Но всё обошлось, хотя из аэропорта после прилёта я забрал её очень поздно - потому что поёбал сумку. [offtopic]Про*банная сумка[/offtopic]. Пролог. Набачка от гиви, небольшая. Быстро доставать фотик, не вставая с мотоцикла. Заряжать телефон и гарнитуру на ходу. Туда же и сложил ОСАГУ и страховку жизни-дабы не помять. Первый день пути, еду из Нижнего Новгорода в Элисту. Чуть больше 1300 км разных дорог. Выезд в 5 утра, о времени подъёма лучше не спрашивать. Завязка. Вечереет, въезжаю в Калмыкию. Встаю на заправке, сумку кладу назад на сиденье. Заправляюсь и, предвкушая езду по вечерней Калмыкии, стартую в багряные облака горизонта. До Элисты остаётся около 50 км и я кладу уставшую затёкшую левую руку на лючок бензобака. Через 5 секунд осознаю произошедшее. Быстро взвесив обстановку, еду дальше до Элисты. Уже почти стемнело, а заправка было около 130 км назад. Заселяюсь на байкпосте, думаю. Развитие действий. Восстановить страховку не проблема. Проблема сделать это в выходные. Сделать новую страховку - не проблема. Проблема аналогичная предыдущей. Страховые в Элисте не работают по выходным. Вообще. Кульминация. Мотобратство есть. С помощью Дяди Коли, самого уважаемого байкера в Элисте, в субботу утром передо мной открываются двери маленького вагончика, и оформляется страховка. Липовая, но от этого недорогая - показать на посту хватит. Постпозиция. В один из дней погружения в Грузию я решаю загрузить пару фоток в социальную сеть. Открыв приложение, вижу сообщение от неизвестного парня - мол, нашел сумку со страховкой, твоя? Не веря своим глазам, сообщаю примерное место и примерное содержимое сумки. Ответ не оставляет сомнений - сумка моя, надо брать! Спрашиваю адрес. Дагестан. Село недалеко от Кизляра. Эпилог. Во мне живы стереотипы, хоть я и стараюсь выкорчевать большинство из них. Про Дагестан, край белых приор,террактов и террористов - один из таких. Ехать меня отговаривают. Не соглашаюсь. Оставив жену во Владикавказе ждать самолёт, пересекаю Грозный и приезжаю в место встречи. Чуть позже приезжает белая приора, откуда выпрыгивают пятеро местных. Стараюсь отгонять нехорошие мысли о дальнейшей судьбе себя и своего мотака, вежливо общаюсь. Получаю сумку, в ответ передаю припасённый с Грузии кувшин с чачей. Еду дальше. Как и в том году-террористов с калашами наперевес не видел, одна из особенностей этих краёв - особенная манера вождения. Но куда им до этой манеры в Грузии! Как водят в Грузии. По-разному. Выйти на обгон через сплошную - нормальное дело. Выйти на обгон через двойную сплошную-никаких отличий от предыдущего пункта. Выйти в лоб при обгоне - нормальное дело, подвинешься. Обогнать при этом полицейскую машину - и такое видел, все спокойно поехали дальше. Но штраф я словил, за сплошную. Полицаи стояли на обочине и снимали кино скрытой камерой. На моё возмущенное "да у вас все тут так ездят!!" сделали виноватое лицо и сказали, что сделать ничего не могут, т.к. все мои данные уже в "базе". И посоветовали оплатить штраф до пересечения границы, ибо не пропустят. Проверять не стал, оплатил в Степанцминде на обратной дороге. 50 лар, + 1 лари кассирше на чай. Или это комиссия была, не помню. Лирическая часть закончена) Далее, просто фотографии с кратким описанием. Степанцминда, монастырь в Гергети, водопад. Арка дружбы народов Ананури. Пасанаури. Место слияния белой и чёрной Арагви Тбилиси, старый город, крепость Нарикала, серные бани. Крепость Рабат в Ахалцихе Кусочек трансаджарской дороги и перевал. Батуми. Дорога на Местию. Ушгули.
Пещера Прометея. К Прометею ,кстати, в пещере нет никаких отсылок. Спросил у экскурсовода -тогда почему "пещера Прометея"? Ответила - "так Мишико (Саакашвили) назвал" Каньоны. Столб Окаце. Чиатура. Кабинка закрывается и закрывается только снаружи. Разруха... Увы. Когда-то это выглядело гораздо лучше. Пробег получился ровно 6000 км. Из них 4000 км. - дорога до Грузии и обратно. Потрачено 80000 на двоих, сюда включены абсолютно все траты, включая затраты жены на билеты НН-МОсква-Владикавказ и обратно. На бензин из них потрачено около 20000. Посещены все планируемые места, и чуть-чуть незапланированных. Проблем с местными по пути не встречали, ленточки на мотоциклы не повязывали. Да и ехали раньше основной массы. Всем удачи и дорог, ровных и разных!
отличный отчет !!! Четко, без воды, только нужная информация. Когда все таки к грузинам соберусь, еще разок перечитаю.
Во мне живы стереотипы, хоть я и стараюсь выкорчевать большинство из них(с) ТС Вот и во мне жил стереотип, что байкеры это меньше всего писатели и повествователи. Но эта ветка и ТС его разбивают его наглухо. Молодец! Спасибо!
Жалко фотки поехрились. В этом году тоже ездили с девушкой на голде на Gemfest в Анаклии. Грузия очень понравилась, всем рекомендую. Бюджет был по 100тыс на человека, но больше 55 за 17 дней путешествия потратить не удалось )) из которых 10 проиграли в казино в последний день ))